?

Log in

Previous Entry | Next Entry



REOT

«Великие народы, подобно великим мужам,
имеют свое младенчество и не должны его стыдиться»
(Н. Карамзин)

          Я привел цитату Карамзина не просто так. Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас вгляделся в тот путь, которым мы идем вот уже сотни лет, и я покажу, что этот путь, только начало пути великого. Стоит только захотеть и осознать, что в наших с вами руках находится государство, переданное нам нашими предками государство мирового масштаба. А что мы можем делать с его помощью? Поверьте, очень и очень многое. На нашей планете две с половиной сотни стран. Мы можем с ними сотрудничать, мы можем защищать слабых, мы можем делиться с миром своими идеями, мало еще что! У нас государство такого масштаба, с помощью которого мы можем обустраивать планету! Но. Следует отметить, что изначально у любого народа два пути. Это созидание или разрушение. Свет или тьма. Хилиазм или гностицизм. Царство Божие или царство кесаря. Итак, каким же путем шла Россия, истинный ли и благотворный этот путь, это путь света или путь тьмы, решать тебе, читатель.
          



История Древней Греции начинается с III тысячелетия до н. э. История, насыщенная своими героями и мучениками, взлетами и падениями, открытиями и идеями. Научные и инженерные достижения этой цивилизации до сих пор поражают наше воображение и вдохновляют на новые свершения. Однако в 146 году до н. э. Греция вошла в состав Римской империи. История же того времени проникнута «Илиадой» Гомера. Это эпическая поэма о Троянской войне, о которой все мы знаем. Известно, что римляне, воюя с Древней Грецией, писали на стенах: «месть за Трою». Дело в том, что римляне считали себя выходцами из рода Энея, легендарного троянца, воспетого Вергилием в «Энеиде», который бежал из Трои и основался в Италии. Древняя Греция и Древний Рим это и есть два запада своего времени, только Рим то и есть запад, Греция же представляла его альтернативу.

             Итак, Рим. Рим, превратившийся в великую Римскую империю, поражающую своей мощью, размерами и славившуюся своими легионами. История Римской империи растянулась на пять столетий, претерпев раскол и упадок, и возродившись в новом облике, продолжила свое существование до 1453 года под названием Византийской империи. Здесь интересно заметить тот факт, что послужил падением Римской империи, и какую роль сыграл император Константин I. В то время, когда народ возжелал хлеба и зрелищ, Константин I, видя разложение общества, и желая спасти империю, сделал ставку на христиан, не желавших участвовать в этом «карнавале». Он сделал Рим христианским и перенёс столицу в Константинополь. Так возродился Новый Рим – Византийская империя, наследница Древнего Рима и Древней Греции. И после окончательного разделения Рима на Западную и Восточную империи мы вновь наблюдаем два запада, развивающиеся каждый фактически по своему пути. Хоть и недолго продержалась Западная империя, идеи, и мечтания о великой Римской империи не исчезли (например, Священная Римская империя).
             Противостояние двух Западов мы наблюдаем и в расколе христианства на Православную и Католическую церкви, начиная еще с IV века, который и послужил определяющей составляющей в нашем учении о бытии и о сущем. Мы еще поговорим об этом позже. Сейчас же, я обращу ваше внимание на то, как пришло христианство на Русь. Уже при Вещем Олеге, Русь заполучила право торговать с Константинополем. Олег совершил крупнейший поход на Константинополь, что вошло в первое упоминание Руси в европейских источниках. Результатом похода стало заключение договора. После смерти Олега, князь Игорь, нарушив мир с Византией, совершал на неё походы. Торгуя с соседним государством, вместе с купцами, кочевниками и проповедниками на русскую землю приходило и христианство. После смерти Игоря, к власти пришла его жена Ольга, женщина очень умная. Чего стоит тот факт, как она расправилась с древлянами в отмеску за убийство ими её мужа. В то время славяне не имели и отдаленного представления о Боге, как о едином Боге-Творце и большинство горожан были язычниками. Однако это не помешало Ольге принять православие, в то время как к ней являлся и латинский епископ Адальберт со своей миссией, которого киевляне вскоре с негодованием изгнали. Крещение Русь приняла при князе Владимире, который, кстати говоря, был ярым язычником. Как рассказывает русский летописец, к нему так же являлись разные послы с предложениями принять их веру. Интересно, что особо коротким разговор был с западными христианами. Скорее всего тут накладывалось несколько факторов. И то, как не приняли Адальберта и то, что его бабушка Ольга приняла православие и крестилась и то, что к тому времени уже сложилась идеология папизма, которая требовала вассального подчинения римскому первосвященнику как земному владыке христианского мира. Хотя с принятием веры Владимир медлил, поступив очень мудро, взяв в жены сестру византийских императоров - Анну. Тем самым Владимир не попадал под подданство византийцам. Ранее, колеблясь между выбором веры, Владимир послал послов в разные страны, для ознакомления. И лишь вернувшись из Константинополя, послы были настолько воодушевлены, что с пристрастием рассказывали о богослужении в соборе Святой Софии. Тем самым сложились все обстоятельства для принятия именно православной веры.
            Много говорится о циклах русской и мировой истории, что история движется по спирали, что каждый последующий цикл представляет собой некий модифицированный повтор одного и того же инварианта. Я же представляю модель циклов не в виде спирали, а в виде совокупности сужающихся и расширяющихся потоков, которые время от времени входят в критическую фазу. В истории мы видим пять разных Россий: Россию Киевскую, Россию татарского периода, Россию Московскую, Россию Петровскую и Россию Советскую. Трагедия русской истории как раз и состоит в том, что для преодоления критических фаз, Россия каждый раз «выплавляла» что-то новое. В Киевский период мы наблюдаем Крещение Руси, так сказать «просвещение» своего времени. И погружение в междоусобные войны, со своими героями и мучениками, что и привело к сокрушительному влиянию со стороны татаро-монгол и к подготовке крестового похода на Русь со стороны католического запада, для обращения нас в истинную веру. Но не вся Русь оказалась под единым влиянием захватчиков. После нашествия Батыя, земли юго-западной России фактически отделились от северной и были связаны с делами Венгрии, Польши и Немецкого ордена больше, нежели с Суздальскими или Новгородскими.
            Я хочу рассмотреть личность Александра Невского (князь Новгородский, Переяславль-Залесский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский), правление которого пришлось на татаро-монгольское иго. Для начала мы должны понять, что возможности сопротивляться силой татарам у Александра не было, ибо есть живой пример, когда в 1252 году князь Юго-Восточной Руси, Галицко-Волынской земли, Даниил Романович отказался подчиняться власти Орды, что привело к подчинению Орде его самого, его семьи и земель. Тогда встает вопрос: может, можно было объединиться с западом? Обратимся к источникам.


Из галицко-волынской летописи: «В год 6763 (1255). Папа ещё до этого присылал к нему епископа береньского и каменецкого, говоря: «Прими венец королевский». Но в то время Даниил их не принял, сказав: «Татарское войско не перестаёт жить с нами во вражде, как же я могу принять от тебя венец, не имея от тебя помощи?» и из книги«Крестоносцы и Русь». Послание Папы Иннокентия VI князю Александру Ярославичу, 23 января 1248 года: «…Но, конечно, не останется сокрытым, что ты смысла здравого лишён, коль скоро откажешь в своём повиновении нам, мало того - Богу. ...Коль скоро пристанешь ты к людям, угодным нам, более того – Богу, тебя среди других католиков первым почитать, а о возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем».


          А теперь более подробно. Была Галицко-Волынская Русь, испытывавшая сильнейшее влияние католичества (Даниил Галицкий даже принял корону от папы), в конечном итоге, мы знаем, что западно-русские земли оказались под влиянием и Унии, и собственно католицизма. Известно о Владимиро-Суздальской Руси, наиболее удалённой от Запада, которая тоже каким-то образом испытывала влияние. Известно, что при Андрее Боголюбском там работали немецкие архитекторы, ставившие романские памятники на территории Суздальской земли. И были Великий Новгород и Псков - два города-республики, которые вели активнейшую торговлю с Западом и которые, как мы знаем по летописи, не гнушались их помощью. Была критическая ситуация 1230 года, когда Новгород умирал от голода, отсутствие хлеба привело к тому, что население города просто разбегалось по деревням, и спаслись только тогда, когда немцы «приидоша с хлебом». Поэтому помощь Запада – это не какая-то абстрактная, военная, милитаристская угроза, а помощь Запада была постоянной в экономической ситуации, и мог ли Александр Невский просить помощи у Запада? Ну, после битвы на Неве, о которой, кстати, западные источники совсем не знают, и даже шведы никак не фиксировали для себя. После разгрома на Чудском озере, о котором немецкие источники также сообщают, как о пограничной стычке, наверное, он понимал, что всё-таки западные войска не так уж и сильны. Это первая позиция. Вторая – помощь Запада могла быть временной, но действительно её последствия могли быть вполне разрушительны, потому что единственное, что объединяло территорию Руси, так называемую Терру Санкту, то есть Святую Землю – это было православие, которое было цементирующей силой. То есть, Александру приходилось рассчитывать только на свои силы, даже если и была бы какая-то помощь запада, то надо было принимать католичество, а если принять католичество, то не было бы Руси. Но это еще не все. В 1204 году, во время четвертого крестового похода крестоносцы оказались не в Иерусалиме, а у стен Константинополя. И таким образом пала великая Византийская Империя. Уже в 1207 году папа Иннокентий III обращается на Русь к князьям русским с призывом последовать матери-Византии и воссоединиться с папским престолом. Русские епископы и митрополиты, естественно, отказались принять такую «честь». Обратим внимание ещё на одно «странное» обстоятельство. Начиная с 1232 года по 1238 год, папа Григорий IX отправил своим подчиненным королям Западной Европы, в том числе и Ливонским рыцарям буллы с призывом против насаждавших новую веру неверных русских. Подчеркну - «неверных русских». Это папа Григорий IX. Он призывал всех объединиться походом на Русь. 7 июля 1238 года в резиденции датского короля под председательством Вильгельма Моденского, папского легата, состоялось совещание, прообраз НАТО. Были представители Ливонского ордена, шведы, датчане и т.д. Обсуждался как раз крестовый поход на Русь. И Хирш, самый лучший историк западногерманский нынешнего времени, который занимается историей Тевтонского ордена, и Линд, профессор Копенгагенского университета, это наши современники, оба считают, что поход 1240-42 годов был как раз результатом призыва папы к крестовому походу против Руси. Подводя итог, хотелось бы сказать, что Александр Невский - величайший герой нашей истории, человек, который спас нашу идентичность, спас народ и сделал так, чтобы в дальнейшем этот народ победил завоевателей и создал величайшую державу. Эта держава спасла мир в Великой отечественной войне. Вот в чем заслуга Александра Невского!
          Затем вокруг Москвы начинается объединение земель, Орда начинает слабеть: внутренние распри в итоге раскололи её на ханства. И только Иван III, отец Ивана Грозного (кстати, в то время слово «грозный» означало – могучий, сильный), и был прозван «собирателем русских земель», при котором территория Московского княжества выросла в четыре раза. Но я хочу остановиться на Иване Грозном, ибо его реформы имели огромное значение для дальнейшей жизни русского народа.
          Изначально нам очень важно понять неизбежность этих реформ, ибо те двести лет, под игом монголов, сыграли роль катастрофического тормоза в нашем развитии по отношению к западу, в то же время защищая его от Орды. Для очевидности обратимся к хронологии:


1. В 1285 году в Лондоне впервые собрался парламент, куда призвали двух горожан из каждого города, и двух рыцарей из каждого графства.
2. В 1302 году Филипп Красивый созывает во Франции первые в истории Генеральные штаты.
3. В 1549 году Иван IV созывает первый Земский собор.
4. В 1566 году на Земский собор впервые пригласили торговых людей.


          То есть то, что проводит Европа в начале 14 века, мы реализуем лишь спустя два столетия. В этом смысле это колоссальная реформа, что, в конечном счете, и является складыванием того, что мы в последующем называем абсолютной монархиейЧто касается других реформ, это реформы судопроизводства, и Стоглавый собор, и реформы церковные. Просто это такая богатая эпоха реформаторской жизни, когда Россия пытается догнать то, чего она была лишена на протяжении столетий, по исторически обусловленным причинам. Она пытается преодолеть это. Причем преодолеть это, по тем временам, демократическим путем:


Из книги Руслана Скрынникова «Иван Грозный»: «Новые недовольства князей вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше чем прежде уравнивавший их с поместным дворянством».


          И действует Иван Грозный в логике той эпохи, в логике абсолютизма. Для того, чтобы мобилизовать уклад того времени, нужна абсолютная монархия. Нужно преодолеть феодальную раздробленность. Это вызывает соответствующее недовольство. Что еще говорит о демократизме его действий? Пожалуйста:


Из «Исследования по истории класса служилых землевладельцев» Степана Веселовского: «В административной практике царь постоянно нарушает принцип старшинства … выбирает из большого количества размножившихся родов служилых родов того или иного человека, не считаясь совершенно со службой его отца и деда и ближайших родственников».


          Это то, что великий Питирим Сорокин называл освобождением социальных лифтов, каналов вертикальной мобильности. То есть, это демократия той эпохи. Мы же не можем навязать Ивану IV демократию эпохи Джона Фитцджеральда Кеннеди – это было бы как-то странно, не исторично. Но вот как действует Иван IV . Так же следует отметить, в каких условиях приходилось проводить реформы с точки зрения внешней угрозы. Потому что Россия находилась в достаточно сложном положении в это время. Она была отрезана от морей. И довольно серьезным был вопрос на западе, потому что речь шла о том, чтобы в состав Русского государства опять вошли западно-русские земли, которые отошли от неё во время татаро-монгольского ига. И здесь довольно сложные отношения с Польшей, Великим княжеством Литовским, в последующем, Речи Посполитой. С чем был связан ход Ливонской войны. Ну и, кроме того, постоянные набеги, грозившие разорением, со стороны юго-востока. То есть, это юго-восточное направление – Казанское, Астраханское ханство, и так далее. Нам просто необходимо понимать всю сложность ситуации.
          Во времена правления Ивана IV мы проходим через опричнину, которые многие приравнивают почему-то к террору. В связи с этим, я не могу не привести следующих данных:


Англия в п.п. XVI в. – 70 тысяч человек казнены за бродяжничество.
Франция – За одну ночь, названную Варфоломеевская (24 августа 1572 г.), около 30 тысяч убитых.
Россия – Самое кровавое событие правления Иоанна IV , поход на Новгород (декабрь 1569 г.). Цифры жертв опричников разнятся от 2 тысяч до 10 тысяч человек. Максимальное число погибших дают новгородские летописи.


          Шведский король Эрик IV казнил в 1520 году в Стокгольме 94 сенатора и епископа. Герцог Альба III уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч человек. А потом ещё, при взятии следующего города, 20 тысяч человек. Р.Б. Скрынников, подсчитав число новгородских жертв, упомянутых в синодике Ивана Грозного, вывел цифру 2170 – 2180. Уточняет, что донесения могли быть неполны, допускает цифру 3000 – 4000.
  Итак, мы имеем дело с неким историческим событием, включенным в международный контекст, имеющим свой смысл, отвечающим нормам той эпохи. Боярская вольница, которая сложилась после смерти отца Ивана Грозного - Василия III и была как раз олигархией XVI века, которая имела только свои интересы. И разрушила центральное управление. И приходит Иван Грозный. И спасает страну и народ.
          Откуда пошла «мода» на толкование истории в абсолютно идеологическом ключе? А вот откуда:


Из книги Роберта Виппера «Иван Грозный»«Германский император и рейхстаг … волновались по поводу успехов московского царя и принимали … меры запрета торговли с Москвой через Нарву… Однако сторонником Москвы … выступил Любек. … Любек говорил, что московский царь при необыкновенной способности и восприимчивости русских … скоро достигнет своей цели, сегодня у него 4 корабля, через год их станет 10, потом 20, 40, 60 и т.д. То же самое повторяет … враг Москвы, Август Саксонский: он предупреждает императора, какая грозная сила растет на Востоке… когда московиты усовершенствуются в морском деле, с ними уже не будет возможности справиться».


          И тогда враги московитов создают историческое оружие – «специсторию»! Клевету на исторических деятелей, которую заглатывают московиты. И вот когда они её заглотили по-настоящему, через несколько веков, произошло то, что произошло.
          Можно подробно разбирать каждую реформу, но у меня цель немного иная. Я лишь хотел показать часть пути Российского, пути неизбежного и пути великого и трагического, наследниками которого мы с вами являемся. Если говорить о последствиях реформ, предоставлю слово Константину Дмитриевичу Кавелину, русскому историку, правоведу и социологу XIX века, который занимал, кстати, прозападные позиции:


Из книги Константина Кавелина«Как бы мы не смотрели на Ивана Грозного, царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории, а мы … больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей… Не то же ли это самое, что судить о последней американской войне по одним её ужасам, о царствовании Петра по розыскам и казням… Смотреть так на историю значит заранее отказаться от понимания величайших исторических эпох и событий. Всё то, что защищали современники Иоанна, уничтожилось… все то, что защищал Иоанн IV , развилось и осуществлено… От ужасов того времени нам осталось дело Иоанна, оно-то показывает, насколько он был выше своих противников». Кавелин К.Д. Собрание сочинений. тт. 1-4. С-Пб., 1897-1990 г.


          Было бы очень наивно и неправильно полагать, что тот двухсотлетний период под игом монгол, Ивану IV удалось нагнать за свои 40 лет правления. Во-первых, это задача провести реформы, через сопротивление, как со стороны «оппозиции», так и со стороны народа (восстания и т. п.). А во-вторых, это период «адаптации» населения, корректировки реформ относительно времени и их усовершенствование. Если первая задача занимает десятки лет, то вторая задача занимает период еще более долгий. Не говоря уже о внешней угрозе и войнах. К большому сожалению, вторая задача пришла на период «Смутного времени», начало которому было положено катастрофическим голодом 1601-1603 годов. Неспособность действующих в это время князей справиться с положением, усугубило обстановку. По итогам смутного времени Россия терпела как территориальные потери, так и потери в хозяйственном плане, что в итоге вновь поставило Россию перед бездной. Русскому народу вновь требовались колоссальные усилия во избежание катастрофы, и эти усилия были приложены. Этот период приходится на время правления Петра Великого. Историк Сергей Михайлович Соловьев так писал об этом времени:



«Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились; народ поднялся [и собрался] в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя, вождь явился». Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом.


        Итак, страна ждала вождя, она созрела для вождя. Исторические преобразования были необходимы, и они свершились. Всем известен Петр I своим вкладом в развитие русского флота. Но как можно было его создать, не имея при этом своих знаний? Вот что говорит Достоевский:


Из книги Федора Достоевского «Дневник писателя»: Царь Иван Васильевич употреблял все усилия, чтобы завоевать Балтийское побережье, лет сто тридцать раньше Петра. Если б завоевал его и завладел его гаванями и портами, то неминуемо стал бы строить свои корабли, как и Петр, а так как без науки их нельзя строить, то явилась бы неминуемо наука из Европы, как и при Петре.


        Что же представлял собой этот флот? Может это миф? Давайте посмотрим.


«За годы правления Алексея Михайловича: В 1669 г. под Коломной строится первый русский боевой корабль «Орёл». За годы правления Петра I: К концу царствования у России 48 линейных и 787 галер и мелких судов. Ратная слава Отечества». Кн. 2 «Войны эпохи Петра Великого и Екатерины II», 2000.


        Далее. Что говорит английский адмирал Норрис«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены». А вот что говорит великий академик Тарле: «Мало того, так это во Франции признано было необходимым – спешно увеличить королевский французский флот. По совету Компредона французское правительство хотело купить у России линейный 92-пушечный корабль. Но цена оказалась высокой. Самая мысль, что Франция, старая морская держава, желает покупать линейные корабли у России, могла бы еще в 1715 году показаться фантастической». Согласитесь, на основании этих данных, смело можно утверждать о великом таланте Петра. Но это еще не все. Петр I сделал из России торговую страну (вывоз морским путем, через порты, например, в 1726 году составлял 2 миллиона 600 тысяч рублей, при бюджете 10 миллионов, импорт 1 миллион 600 тысяч), перенеся торговлю из Архангельска в Петербург – город, построенный Петром, который до сих пор поражает нас своей красотой.
        
Далее по реформам: Первый университет, академия наук, армия регулярная. Петр насильно внедрил понятие чести. И дал стимул! Если имеешь честь, если есть у тебя достоинство, то, как он записал в «Табели о рангах», «знатность по годности считать». И стали простые пирожники, как Меньшиков, генералами, фельдмаршалами, генералиссимусами и адмиралами. Это поражает. Если еще смотреть цифры, можно судить и о промышленности:


Начало XVIII века. Общая продукция крупных металлургических заводов составляла 150 тысяч пудов чугуна. Россия закупала для оружейного производства железо в Швеции.
Конец первой четверти XVIII века. К 1726 году металлургические заводы производили 800 тысяч пудов чугуна. В 1726 году за границу было вывезено свыше 55 тысяч пудов железа.
За первую половину XVIII века возникло не менее 200 мануфактур, вместо 15–20.


        То есть реформы затрагивают буквально всё. А каковы заслуги на международном уровне? Давайте посмотрим. Петр I вошел в список Тойнби, в 20 самых великих деятелей всех времен и народов! Еще при жизни ПетраПруссия, Дания, Швеция и другие державы признали императорский титул. Англия еще в 1710 году признала императорский титул – добровольно его поднесла. Одним словом Петр I построил великую империю, с которой начал считаться весь мир. Да, он много заимствовал у Запада, но в каком-то смысле Петр есть синтез западника и традиционалиста. Обратите внимание:


Из книги «Сто великих битв». Обращение   Петра I к армии перед Полтавской битвой: Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего. Карл XII воодушевляя солдат, объявил, что завтра они будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.


        Хочется отметить, что конечно были и ошибки, которые приводили к издержкам. Но одно дело, когда есть издержки и есть великие деяния. А другое, когда есть одни издержки и они нарастают, а великих деяний нет. А еще, как мне кажется, помимо многих своих начинаний Петр ускорил в России один процесс, который имел далеко идущие последствия в плане формирования дальнейшего социального слоя в России под названием – интеллигенция. Роль этого не слишком многочисленного слоя в стране, в конце концов, окажется решающей и незавидной.
         Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить следующее. Подходя к концу данной части, у нас на руках имеется почти тысячелетний период. Период опыта, проб и ошибок, взлетов и падений, великих достижений и катастрофических потрясений. Но где не было ошибок? Они были у всех. Русский путь – путь трагический, сложный и великий одновременно. И главное, это свой путь. Не западный, не восточный, не южный, а свой. И мы видим, как этот путь пролегает через византийское наследство. И уже на этапе возникновения Византии мы должны твердо давать себе отчет в том, чтобы никогда больше не допускать того состояния, когда народ требует хлеба и зрелищ, ибо на этом заканчивается империя а народ теряет свою идентичность. И это самое главное. И мы обязаны всем нашим героям. Александру Невскому за сохранение русского народа и сохранение православия. Какими бы ни были соблазнительными предложения запада, они к нам не прошли. Иначе не было бы ни православия, ни русского народа, ибо мы помним, что стало с Византией, и помним предложения последовать за ней. Мы обязаны Ивану Грозному и его реформам, проводимым,  в ожесточенных условиях. Конечно, модернизацию надо проводить наиболее мягко. Конечно, мы не хотим свирепостей, не хотим порождённых ею жертв. Но, только, как это получалось в истории, что модернизацию всегда проводили авторитарным путем. Ну, скажем так, в 153 случаях из 160. Почти никому не удавалось делать иначе. И тогда возникает вопрос. А если альтернатива в  другом – проводить ли её вообще или не проводить? Только что делать? А дальше возникает следующий вопрос. А если её не проводить – то, что будет? Государство оказывается слабым. А что значит слабое государство? Это отсутствие жертв? Нет, это – либо Орда оккупирует, и тогда всё заливается кровью этими оккупантами, или немцы оккупируют, и тогда всё заливают кровью эти оккупанты. И народ  это чувствует. Чувствует, и сейчас особенно сильно, что слабое государство приведет к ещё большим жертвам, чем сильное, пусть и жесткое государство, утверждаемое сильной, пусть даже жесткой рукой. Давайте вовремя делать сильное и свободное государство! Тогда проблем слабости или диктатуры  не возникнет. Но если правящий класс не видит угрозы, если он вовремя не   укрепляет свое государство, проявляет слабость и малодушие, народ теряет веру и терпение, и готов поддержать деспота и тирана,  он тянется к сильному правителю, как ребенок, послушный сильному, пусть и жестокому отцу, так как для него он защитник. С давних времен известно обращение к  правителю: царь-батюшка. То же самое проходило и при Петре. Вот в чем проблема. И мы с вами переходим в век XIX!



Comments

( 5 comments — Leave a comment )
belka970
Oct. 15th, 2012 08:50 am (UTC)
История России действительно величественна. Нам все время тычат какими-то зверствами, которых у Запада предостаточно. Не надо обращать внимание, а просто плыть дальше своим путем и делать великие дела. Сейчас плывем мы не нашим путем и это очень заметно. Надо вспомнить наших предков и менять курс корабля.
flavoristka
Oct. 22nd, 2012 09:41 pm (UTC)
всё имеет начало и конец
Россия сейчас ближе к закату
как и абсолютное большинство т.н. цивилизованных стран

в бижайшее время всех съест ислам и Китай
это неизбежно
igor_mirny
Oct. 23rd, 2012 07:18 am (UTC)
О закате говорили и в каждые прошлые века, так что не переживайте (или не надейтесь) :))
tstealth1
Dec. 12th, 2012 11:34 am (UTC)
Серьезный пост. У России действительно всегда был свой собственный ответ на все вызовы! Поэтому проведенный анализ очень важен. Особенно с цитатами.
nordimperio
Dec. 17th, 2012 09:48 am (UTC)
Почитаю, как будет время.
( 5 comments — Leave a comment )